Маркетинг — не просто продажи
Каждый день на нас обрушивается тонна рекламы. Распродажи, скидки, специальные предложения и т.п. Периодически возникает ощущение, что основной целью нашего существования является покупка товаров и услуг. А продажа этих товаров нам — это главное занятие жителей на земле. Обычно именно эту гротескную картину и называют маркетингом.
На самом деле всё совсем не так. Маркетинг — это мощный инструмент, широкий социальный процесс и даже в каком-то смысле целая философия развития рынка. Разберём это понятие более подробно.
Определение
Русскоязычный термин происходит от английского слова marketing, которое означает просто «деятельность на рынке». Говоря технически, даже покупка картошки у бабушки на овощных рядах является своего родом «маркетингом».
Более того научных определений у этого термина существуют десятки. От узких и специфичных до широчайших, охватывающих множество разделов не только экономики, но и социологии, и даже политики.
Если совместить все эти определения в одно, можно сказать, что «маркетинг» — это совокупность идей, процессов и человеческой деятельности, направленная на налаживание уравновешенной связи между спросом и предложением, между клиентом и поставщиком.
Удовлетворение желаний и стремлений обеих сторон сделки, удобные и комфортные условия и для условного «покупателя», и для «продавца» – это и есть основная цель маркетинга. Этой условной парой «покупатель – продавец» может быть не только мальчик Петя, покупающий картошку у бабушки, но и, внезапно, избиратель, ставящий галочку в бюллетене за своего кандидата. Политический пиар, как и пиар вообще, является только мелкой частью ‹маркетинга›.
Основные задачи маркетинга
Перечислим лишь самые основные. Это:
- научный анализ нужд людей в определённой сфере;
- анализ и прогнозирование развития этих нужд;
- формирование ассортимента предложения на основе полученной информации;
- формирование ценового спектра для этого ассортимента;
- формулирование тактики и стратегии фирмы на рынке;
- прямой сбыт продукции фирмы;
- реклама, связь и сервисное обслуживание.
Таким образом, целью маркетинга является не навязывание продукта бедному, оглушённому рекламой покупателю, а удовлетворение нужд этого покупателя. Это включает в себя не только информирование клиента о продукции, старой и новой, но и предугадывание и прогнозирование желаний
А также гибкое изменение спроса под эти меняющиеся желания, а иногда и формирование вкусов, если клиент сам не знает, чего он хочет.
Со стороны продавца же маркетинг позволяет не только выяснять структуру рынка, находя клиентов, чей спрос необходимо удовлетворить, но и выбирать прицельно именно тот продукт именно того качества и той подходящей цены, которые необходимы в данных условиях.
Постоянная обратная связь, слежение за ситуацией и сбор информации позволяют маркетологу гибко реагировать на обстоятельства, избегая кризисов перепроизводства, потерь клиентской базы и вытекающих из этого убытков для компании. Именно удовлетворение желаний клиента, создание для него комфортных условий ведёт к удовлетворению желаний продавца.
История возникновения
Первые научные исследования по маркетингу были прочитаны публике более ста лет назад – в 1902 году в Америке, в университетах Иллинойса и Мичигана. Спустя двадцать лет была создана американская национальная ассоциация маркетинга и рекламы, а ещё спустя полвека идея маркетинга разошлась по всему миру.
Бывший изначально всего лишь частью менеджмента в отдельных отраслях хозяйства, маркетинг с течением времени слился теорией управления, превратившись в общую философию, и теперь, в наши дни, он является основой стратегического управления. В наши дни приёмы маркетинга используются не только экономистами, но и музеями, университетами и даже церквями.
Виды маркетинга
Существуют десятки классификаций и видов маркетинга. Виды эти бывают по масштабу: местный, национальный или международный. По сфере применения: промышленный, маркетинг услуг или инвестиций. По типу и роду деятельности: социальный, экономический или политический маркетинг.
Разные экономические школы сортируют все эти виды каждая по-своему. Поэтому говорить о какой-то единой системе классификации не приходится. Для простоты и примера можно привести только несколько подразделений на виды.
По охвату рынка:
- массовый, направленный на максимальный охват и самую широкую аудиторию. Подобный вид нацелен на предложение, которое нужно всем и пользуется спросом везде и всегда. Это дешёвый, простой и стабильный способ ведения дел.
- целевой маркетинг, нацеленный на конкретную нишу, в которой продавец и старается достичь максимального удовлетворения специфического клиента.
- дифференцированный “М”, представляющий из себя сбалансированное сочетание двух предыдущих видов.
Многие маркетологи довольно-таки неплохо зарабатывают.
Есть смысл подумать над приобретением такой профессии.
Автор: Михаил Прохоров