Микрокредитование пользуется значительным спросом у россиян. Некогда займы были признаком большой нужды, но теперь это далеко от реальности. Хотя образ типичного заемщика ещё связан с определенными предрассудками и стереотипами.
По статистическим данным, в 2019 году МФК выдали микрокредитов на общую сумму более чем 100 миллиардов рублей. В прошлом году этот показатель перешагнул отметку в 300 миллиардов рублей. Говорит ли это о том, что россияне обеднели? Вряд ли.
Микрофинансовые компании уже давно перестали быть похожими на ростовщиков, а граждане уже не покупают на кредиты чехословацкие телевизоры и запрещённые джинсы. Портрет среднестатистического клиента МФО претерпел кардинальных изменений.
Как изменились заёмщики за последние годы?
Отечественный рынок микрокредитования начал формироваться в 90-х годах, но приблизится к мировым стандартам удалось только спустя десятилетие. Именно поэтому, статистика данного сегмента кредитования начала активно вести только в последние годы.
Однако он уже позволяет сформировать какие-то выводы и проследить тенденции развития рынка микрокредитования.
Типичный портрет клиента подобных учреждений можно проследить, начиная с 2013 года. Он учитывает следующие параметры:
Возраст.
Семейное положение.
Уровень постоянного дохода.
Наличие имущества.
Профессия и образование.
МФО начали активно использовать в анализе заемщика социальные сети, что делает информацию еще более разнообразней и презентабельной.
Портрет среднестатистического заёмщика
Если обратить внимание о возрасте, то наиболее активными клиентами по-прежнему являются молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет. Гендерное распределение же претерпело значительных изменений.
По данным статистике количество мужчин и женщин, которые воспользовались услугами таких предприятий до 2015 года было практически одинаково. Однако в 2016-2017 годах, чаша весов склонилась в сторону сильного пола. Мужчины стали более активными клиентами данных учреждений.
Увеличилось и количество заемщиков, имеющих высшее образование. На втором месте находятся люди с техническим образованием, а количество заемщиков со средним образованием вообще сократилось почти в два раза.
Начиная с 2016 года прослеживается рост популярности микрокредитования среди семейных людей. МФК приветствуют данную категорию населения, так как она является наиболее ответственной.
Таким образом, среднестатистический заемщик микрофинансового кредитора – это мужчина в возрасте 25-35 лет, имеющий семью и высшее образование. Какой же вывод напрашивается? Стали ли люди жить беднее, а финансовые проблемы коснулись даже тех, кто раньше мог иметь привилегированное положение? Конечно же нет.
Выход у нас есть всегда
Популярность дистанционного оформления ссуды обусловлена не столько бедностью, а совершенствованием механизмов маркетинга, простому оформлению и возможность получить денежную помощь в любое время и любое место.
Люди стали более финансово грамотными и научились управлять собственными финансами. Раньше многие просто не знали о подобном способе кредитования, а рынок онлайн-займов плохо регулировался со стороны государства.
Как микрокредитование отражает состояние общества?
«Микрокредитование» стало популярным среди слоев населения, которые в принципе раньше не испытывали нужды в денежных средствах. В результате этого к стандартным целям кредитования, подразумевающих покупку техники, лечение или ремонт, добавились такие пункты, как отпуск и путешествия. Люди стали жить не только покупкой вещей, но и впечатлениями.
Микрозаймы без отказа, без проверки, мгновенно
Микрозаймы часто используются для импульсивных трат. Например, человек увидел интересную вещь на распродаже, но зарплата только через несколько дней. Чтобы не упустить покупку. Выход в данном случае:
взять взаймы на карту срочно без проверок, без отказов,
воспользоваться одолженными денежными средствами,
вернуть в чётко обозначенные Договором сроки,
не допустить задержек.
Стоит отметить, что перекредитование ранее взятых долгов мало востребованы среди заемщиков.
Частыми клиентами МКК становятся малые и средние предприниматели. Банковское кредитование предъявляет слишком завышенные требования, а процедура оформления занимает несколько дней. Денежную помощь же можно получить в течение дня. Особенно это удобно, когда нужно срочно закрыть выгодную сделку.
МКО охотно кредитуют студентов и выпускников высших учебных заведений. Активно стали пользоваться ссудами люди преклонного возраста. Они предлагают больший выбор платежных средств для получения ссуды – от банковских карт до денежных переводов, или получить на электронный кошелёк.
Это позволяет удовлетворить все группы клиентов из любого региона России.