Субретка – что это значит, кто она такая простыми словами

Кто такая субретка простыми словами, что это слово обозначает?

В целом ряде литературных произведений можно встретить образ горничной, которая активно участвует в любовных делах своей госпожи, собирает по всему дому сплетни и охотно делится ими при первой возможности. Именно эту веселую и всезнающую верную служанку, всегда готовую передать любовную записку или подслушать важный разговор, называют “субреткой” (фр. soubrette – “служанка“). Будучи чрезвычайно энергичной и вездесущей юной привлекательной особой, субретка обычно оказывает большое влияние на развитие событий.

Хрестоматийным примером субретки является Лизанька, служанка в семье Павла Афанасьевича Фамусова в комедии Грибоедова “Горе от ума”. Именно она открывает действие пьесы, просыпаясь в гостиной, где сидит на кресле. И уже из первых её слов читатель узнает, что София Павловна, дочь Фамусова, велела Лизаньке не спать, так как молодая госпожа ждала в гости друга.

Баловница и проказница Лизанька

От субретки же становится известно, что между Софией и секретарем Фамусова Алексеем Степановичем Молчалиным предположительно установились любовные отношения. “Амур проклятый!” – восклицает она, сожалея, что беседа Софии с Молчалиным слишком сильно затянулась. Девушка считает, что над парой нависла опасность, так как в любой момент может войти батюшка и обнаружить молодых людей вдвоем. “Прошу служить у барышни влюбленной!” – делится своими мыслями субретка Лизанька.

Весьма кокетливая особа женского рода

В следующем явлении она беседует с Фамусовым, который практически сразу, как следует из ремарки, пытается с ней заигрывать. Он же дает ей меткие характеристики, из которых следует, что Лиза – баловница, несмотря на кажущуюся скромность целиком занятая проказами и ветреными приключениями. Ловко обманув Фамусова рассказом о том, будто его дочь всю ночь провела за чтением, она заставляет того уйти из комнаты и произносит ставшую знаменитым афоризмом фразу: “Минуй нас пуще всех печалей, И барский гнев, и барская любовь.

По ходу комедии вполне ожидаемо выясняется, что один из персонажей питает нежные чувства к самой субретке. Это не кто иной как Молчалин, который, как оказалось, восхищается красотой Лизаньки и пытается ее обнять. Оказывается, что любит он как раз Лизу, а с барышней крутит роман “по должности”.

Эволюция образа субретки в его театральном воплощении

Из литературных произведений, в которых в зависимости от авторского видения субретка могла наделяться ярко выраженными индивидуальными чертами, она шагнула на театральную сцену. Там изворотливая и ловкая помощница по дому превратилась в персонажа с традиционным набором качеств. Сегодня в театральном лексиконе слово “субретка” применяется для обозначения типической комедийной героини, наделенной ироничным, легкомысленным и задорным характером.

Как и в классической литературе, на сцене она любит кокетничать и сплетничать. Чаще всего это горничная или тайная подруга главной героини, порой склонная к агрессивным сексуальным авантюрам. При всем этом сценическая субретка не бывает отрицательным персонажем, никогда не вынашивает злобных и губительных замыслов.

Прислужница также имеет сравнительно большой для её возраста жизненный опыт, позволяющий находить разумные решения и предотвращать неблагоприятное для героини развитие событий. Как и ее литературный аналог, театральная “субретка” главным образом занята любовными интригами.

Всегда была в курсе утех

Неформальный “двигатель” сюжета

При всем том, что субретка вполне логично является вовсе не аристократкой, а простолюдинкой, в литературе и на сцене ей отводится весьма важная роль посредника в романтических отношениях, советчика и утешителя недальновидной госпожи. Фактически представляя собой фигуру второго плана, в действительности субретка может сосредотачивать на себе не меньшую долю читательского и зрительского внимания, чем главные действующие лица, относящиеся к аристократическому классу.

Именно веселая и пронырливая служанка помогает хозяйке наладить отношения с интересующим её героем и устраняет с ее пути многочисленные препятствия, создаваемые родственниками и завистниками. Нередко именно ей также отводится роль объективного оценщика характера госпожи и членов ее семьи, а также общего положения дел в доме.

В комедии “Дель арте” чаще всего была участвовавшая в интриге служанка Коломбина.

Далее этот образ получил развитие на страницах мольеровских пьес, написанных под влиянием жанра “дель арте”. Типичными представителями являются:

  • Дорина в пьесе «Тартюф»,
  • Туанет в комедии «Мнимый больной»,
  • Фрозина в пьесе «Скупой»,
  • Эхо в «Ариадна на Наксосе» (Рихард Штраусс),
  • Сюзанна в комедии Бомарше «Женитьба Фигаро».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля
33223453