Интернет-банкинг: что это, преимущества и правила безопасности
Услуга интернет-банкинга (ИБ) появилась в России сравнительно недавно, не прошло еще и 20 лет. Это операции, проводимые через интернет с помощью технологии удаленного доступа для управления своим счетом. Сейчас это можно делать, не выходя из дома. Люди, имеющие пластиковую карту, сами переводят средства на счета других получателей, оплачивают коммунальные платежи и покупки, проверяют баланс, оставляют заявки на получение кредита, оформляют вклады под выгодный процент.
Личный кабинет
Доступ к счетам осуществляется посредством специальной программы (браузера) при наличии персонального компьютера, карты, мобильного телефона, подключенного к интернету. Необходимо перейти на сайт банка, зайти в личный кабинет. После этого откроется окно со списком ваших счетов и перечнем доступных операций.
Для клиентов услуга ИБ бесплатна, доступна круглосуточно с любого устройства, которое подключено к интернету. Управлять счетом можно даже, находясь в другом регионе страны, будучи за границей.
Чтобы воспользоваться ИБ клиент должен зарегистрироваться, получить пароль и логин. Существуют два способа:
выдача их вместе с картой;
самостоятельная регистрация на банковском сайте.
Во втором случае на сотовый телефон приходит код, после его ввода поступают данные для входа в систему. Интерфейс кабинета несложен, разобраться с ним просто и возможно даже на интуитивном уровне. Переход в личный кабинет можно делать только с официального сайта, иначе можете стать жертвой мошенников, собирающих информацию для доступа к счету.
В Сбербанке ИБ возможен для лиц, имеющих пластиковые карты с подключенной услугой «мобильный банк». Информация о входе в личный кабинет, пароль для доступа приходит на телефон. В случае несанкционированного доступа необходимо сразу звонить в службу поддержки для блокировки карты и предотвращения кражи денег. Сотрудники спрашивают кодовое слово, указанное в заявлении на выпуск карты, поэтому его стоит запомнить. Если клиент сам передал личную информацию посторонним лицам, банк не несет ответственности за мошенничество.
Возможности для клиентов
ИБ позволяет воспользоваться дополнительными услугами, в том числе заказать выписку из ПФ, подключить автоплатеж, узнать о бонусных программах. Человеку не приходится тратить время на стояние в очередях, любую услугу можно получить дома в удобное время. Многие банки выдают карты одновременно с кредитом, чтобы клиент смог сам погашать его через терминал. Теперь не нужно стоять в очереди в кассу.
В число востребованных услуг входят:
бесплатное получение выписки о совершенных операциях;
открытие, блокировка карт;
открытие депозитов;
покупка (продажа) валюты, обмен (конвертация) средств;
получение информации и оплата штрафов, налогов, госпошлин;
получение и погашение кредитов;
изменение настроек безопасности: расходных лимитов, смена ПИН-кода, пароля и логина.
Безопасность операций
Сохранность средств гарантируется банком. Для соединения с серверами используются защищенные каналы связи, все данные передаются только в зашифрованном виде. Клиентов, особенно пользующихся услугой с мобильных устройств (телефоны, планшеты) предупреждают о нежелательности установки программ из сомнительных источников, полученных через смс-сообщения с незнакомых номеров. Нельзя сообщать следующие данные:
номер карты, срок ее действия;
пин-код;
трехзначный номер, размещенный с обратной стороны карточки.
Все эти данные не следует сообщать по телефону посторонним лицам. Все операции в личном кабинете совершаются после ввода кода, присылаемого на телефон. Это сделано для безопасности клиентов. При входе в интернет через публичный Wi-Fi возрастает риск хищения данных. Злоумышленники способны перехватить их. Авторизация для входа в кабинет должна происходить только через телефонный номер, на который приходит пароль, необходимый для доступа.
Преимущества для клиентов
Большинство операций бесплатные или с пониженной комиссией. Ее размер можно увидеть перед совершением операции. Эта услуга позволяет в режиме онлайн совершать различные операции с картой, не посещая банк. Клиенты могут:
узнать остаток средств, курсы валют;
закрыть счет, переведя деньги на карту;
перевести средства с текущего счета на накопительный, отправить их на свою или чужую карту;
оплатить услуги, товары;
воспользоваться кредитным калькулятором для подсчета ежемесячных платежей.
В число банков, предоставляющих лучший сервис по удаленному доступу, входят Сбербанк и Тинькофф. Последний работает в условиях удаленного обслуживания, для него ИБ – основной канал взаимодействия со своими клиентами. Удаленный доступ предлагается не только для физических лиц, но и ИП, организаций. Уполномоченные лица могут:
просматривать выписки;
составлять платежные поручения;
оперативно получать сведения о движении средств по своему счету.
Людям, освоившим ИБ, не придется тратить время в очередях. Предоставление услуги выгодно банковским учреждениям, поэтому многие операции совершаются бесплатно или с небольшой комиссией. Современный интернет-банкинг – возможность быстро получить доступ и в спокойной домашней обстановке распорядиться деньгами. При этом не стоит игнорировать правила безопасности, чтобы не попасться на уловку мошенников.