Договор оферты что это такое простыми словами

Договор оферты от А до Я

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с выражением “договор оферты”. Многим кажется, что они никогда еще не сталкивались с этим видом сделок, на самом деле это не так. Что это означает и зачем простому обывателю владеть информацией о нем, разберем в этой статье, узнаем про виды оферт и как с ними работать.

Только самые полезные советы

История и значение

Немного углубимся в историю происхождения слова “оферта”. Происходит оно от латинского “offero” – предлагаю. Т.е в значении данного слова уже содержится смысл о заключении какой-либо сделки или соглашения. У многих сразу возникает вопрос: уместно ли в данном случае употреблять его со словом договор? Грамотнее будет разделить эти два понятия и употреблять их в словосочетаниях “поставка на условиях оферты”, “предложение о заключении договора поставки” и т.д Но, в деловом общении допускается использовать словосочетание “договор оферты”.

Оферта с точки зрения закона

Условия, требования и подробное определение оферты регламентируются ст. 435 ГК РФ. Не будем цитировать данную статью дословно, так как наша задача объяснить ее суть и схему работы простыми словами. Итак, вы направляете одному или нескольким лицам предложение с определенными условиями приобретения товара, или услуги. Это и будет называться офертой. Как только потребитель приобретает товар, или услугу, он соглашается с вашими условиями оферты и она считается заключенной. Важно знать, что оферту нельзя будет отозвать, пока вы ждете ответ от покупателя. Что касается ключевых определений, то вы будете выступать в роли “оферента”, покупатель “адресата”, а согласие покупателя с вашими условиями будет являться “акцептом”. Основные требования к оформлению оферты:

  • содержать все существенные условия договора;
  • являться определенной;
  • адресантом выступает конкретное лицо;
  • выражает явное намерение лица, сделавшего ее, заключить договор с оферентом.

Совсем простой пример из жизни. Вы вышли из дома, сели в автобус, приобрели у кондуктора билет, и кажется, что ни с кем и ни какой договор не заключали. Но это не так! Стоимость проезда и правила приобретения билетов вывешены в салоне автобуса, т.е перевозчик заключил с вами оферту, купив билет, вы с ней согласились. Данная оферта называется публичной, о ней и других видах оферт пойдет речь ниже.

Виды оферт

По своему принципу работы оферты делятся на виды: публичная, твердая, безотзывная, свободная. Разберем каждую более подробно.

    • Публичная оферта. Пример публичной оферты уже был описан выше, чаще всего это реклама, ценник в магазине и т.д Немногие из нас пользуются своим юридическим правом в том же магазине. Вспомните, сколько раз вы попадали в ситуацию, когда ценник на товаре отличался от ценника в чеке. В этом случае, вы можете требовать возврат средств за данный товар или возврат разницы между чеком и ценником, так как продавец нарушил условия оферты. Стоит учесть, что часто продавцы пользуются в своих буклетах или рекламе фразой “не является публичной офертой”. В данном случае, продавец снимает с себя ответственность, если вдруг в его ассортименте не окажется нужного товара по рекламной цене. Так же публичной офертой не будет являться предложение магазина о более низкой цене с указанием, что данное условие распространяется исключительно для владельцев карт данного магазина, в таком случае круг участников заранее известен.
    • Твердая оферта.Этот вид сделки совершается от конкретного продавца конкретному покупателю. Покупатель может быть физическим и юридическим лицом. Название оферты подразумевает точные условия: определенный товар или услуга, срок действия оферты, не требуется подписание договора купли- продажи, сделка автоматом считается заключенной.
    • Безотзывная оферта. Название говорит само за себя. Во всех остальных видах, продавец может отказаться от сделки, пока покупатель не согласился. В таком варианте оферта будет действовать безотрывно.
    • Свободная оферта. Чаще всего используется для мониторинга рынка. Организация присылает свои коммерческие предложения возможным клиентам. По откликам на них она оценивает возможный потребительский спрос.

Плюсы и минусы оферт

Данный вид сделки имеет ряд преимуществ. После подтверждения покупателем согласия с условиями сделки, продавец получает ее гарантию, покупатель же, со своей стороны, застрахован от изменений условий предложения. Это значит, что продавец уже не сможет увеличить цену, поменять количество. Этот пункт уже можно отнести к минусу, правда только со стороны продавца. И все же, данный вид сделок становится все более популярным, особенно у юридических лиц, так как позволяет сэкономить время и все больше приблизиться к электронному документообороту.