Катализатор или пламегаситель – что лучше для автомобиля

Пламегаситель против катализатора – выбираем выхлопную систему

Автомобиль, поставляясь в стандартной комплектации, часто не предполагает настройку его владельцем «под себя». Всё больше и больше его частей становятся необслуживаемыми или теряющими гарантию при вскрытии. Всё чаще в качестве ремонта предполагается поездка в авторизованный сервисный центр, где в качестве ремонта всегда предлагается полная замена детали, а пятиминутная работа становится дороже, чем сама деталь.

Но всё равно даже в этих условиях изменение конструкционных деталей автомобиля остаётся популярным занятием среди населения. Одним из таких занятий является замена катализатора на пламегаситель. Но сперва нужно разобраться, что же это вообще такое.

Общий вид сбоку

Автомобильный катализатор

Каталитический преобразователь, конвертер, нейтрализатор – множество названий для устройства, выполняющего одну задачу: очищение выхлопных газов.

Термин «катализатор» пришёл в автомобильный мир из химии. В химии катализатор — это вещество, которое улучшает и ускоряет протекание химической реакции. При этом само вещество в реакции не участвует и потому не расходуется. Одним из самых известных примеров катализатора является платина, но помимо неё катализаторами являются золото, палладий, хром. В биологии катализаторами являются ферменты.

В выхлопной системе катализатор снижает концентрацию вредных веществ, например:

  • угарный газ;
  • углеводороды;
  • оксиды азота.

Снижение концентрации достигается через ускорение реакции сгорания этих веществ. Неполное прогорание топлива при условии недостатка кислорода приводит к образованию угарного газа СО, недогоревшие остатки углеводородов порождают копоть и смог, а оксиды азота являются основой для печально знаменитых кислотных дождей. Каталитическое восстановление оксидов азота даёт свободный кислород, который тут же используется для догорания угарного газа и углеводородов до углекислого газа и воды.

Катализатор представляет собой «бочку» из стали, устанавливающуюся последовательно в выхлопную систему после приёмной трубы или прямо на ней. Внутри катализатора располагаются структуры, увеличивающие площадь соприкосновения катализатора с потоком выхлопных газов. Чаще всего это «соты» или другие сложные конструкции, выполненные из металла или керамики. Покрываются эти соты самим веществом-катализатором – платиной, палладием, золотом – которое и ускоряет реакцию дожига газов.

Автомобильный пламегаситель

Вместо катализатора в систему может устанавливаться пламегаситель. Как очевидно из названия, пламегаситель гасит вибрации, снижает температуру выходящих газов, уменьшая их шум и снижая возможный нагрев всего, что входит в контакт с выхлопной трубой или самим выхлопом.

Пламегаситель, как и катализатор, может представлять собой «бочку» – расширение выхлопной трубы, но устройство его другое. Стенки этой камеры выполнены из нескольких слоёв с прокладкой из специального негорючего материала, глушащего звук. Проходящая через этот материал труба снабжена перфорацией, через которую газы отдают температуру и энергию, снижая свою скорость, и, как следствие, громкость.

Вместо трубы в камеру пламегасителя может быть встроена спираль, выполненная из металла, или даже своеобразный лабиринт из перфорированных труб, удлиняющий путь, который необходимо преодолеть выхлопным газам. Каждое соударение газов с препятствием внутри камеры пламегасителя снижает их итоговую температуру и громкость.

Сравнение двух систем

Главный плюс катализатора очевиден – это польза для экологии через очищение выхлопных газов. Однако, минусов у катализатора огромное множество:

  • высокая цена – в состав катализатора входят драгоценные металлы;
  • хрупкость – неудачный удар может раскрошить керамические соты внутри корпуса;
  • капризность – плохой бензин, попадание масла, неправильная топливно-воздушная смесь, попадание холодной воды на корпус, буквально всё может повредить катализатор;
  • неремонтопригодность – сломанный катализатор остаётся только заменить.

Такое количество минусов, конечно, заставляет автовладельца задуматься об установке пламегасителя. У этого варианта есть и свои минусы – например, прослойка набивки может быстро прогореть. Гигантским его минусом является отсутствие очистки выхлопных газов, что приводит к ухудшению экологической обстановки в городах, накоплению смога, долговременным последствиям для здоровья человека.

Но, к сожалению, такие преимущества пламегасителя, как низкая цена, лёгкая заменимость и ремонтопригодность, а также возможность буквально сделать его своими руками из подручных материалов, зачастую перевешивают его минусы.

Автор: Андрей Васнецов  [email protected]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля
33223453