Сальвадор Дали: его биография, жизнь, карьера, судьба

Сальвадор Дали. Жизнь и творчество одного гения

Гениальный и эпатажный, неожиданный и шокирующий, фантастичный и фанатичный – всё это о Сальвадоре Дали, великом сюрреалисте в искусстве и в жизни, чья слава до сих пор не даёт покоя живописцам современности. Художник в широком смысле слова, неутомимый испанец искал и находил себя в самых разных творческих сферах. Живопись, скульптура, графика, литература, кинематограф – везде был применим его талант. Порой кажется, что неукротимой энергии Дали хватило бы на несколько жизней.

Жизнь, как искусство

Сальвадор родился в мае 1904 года в каталонском городке Фигерасе на северо-востоке Испании. С детства мальчика сопровождала мистика. В семье его отца, частного поверенного, был ещё один сын, умерший за год до рождения Сальвадора. Родители внушили впечатлительному ребёнку, что он – реинкарнация брата.

Наш герой рос умным, но капризным мальчиком, затевал беспричинные драки и до истерики боялся кузнечиков. Взаимоотношения со сверстниками складывались из рук вон плохо. Фобии, чудачества и гиперэмоциональность подростка не способствовали приобретению друзей среди одноклассников.

Сальвадор посещал художественную школу в родном Фигерасе. А после смерти матери в 17 лет он поступает в мадридскую Королевскую академию изящных искусств Св. Фердинанда. Друзьями студента становятся будущий литератор Ф.Г. Лорка и начинающий кинорежиссёр Л. Бунюэль.

Шут или гений

Там он с жадностью знакомится со всем новым и необычным: запоем читает труды З.Фрейда, творит в техниках дадаизма и кубизма.

Эпатаж и заносчивость юноши не позволили ему завершить обучение в академии, откуда он был изгнан на старших курсах. Но парень не унывает. Он отправляется в Париж. Французская столица подарила беспокойному юноше две судьбоносные встречи: первая – с абстракционистом П. Пикассо, вторая – с любовью всей его жизни Галой (Е. Дьяконовой), будущей супругой и музой.

Следующее десятилетие ознаменовалось растущей известностью и многочисленными выставками. Дали работает в направлении сюрреализма (искусство на грани яви и сна) и … продолжает эпатировать! По ряду причин в это же время он разрывает отношения с отцом и женится на Гале.

Ищущая натура художника не позволяла дали топтаться на месте. После посещения Италии в середине 30-х годов его живописная техника приобретает всё больше академических черт. Но академизм никак не повлиял на сюжетную линию полотен. Это всё тот же сюр – зыбкая грань между вымыслом и реальностью, эмоциональный выплеск из глубин подсознания, абсурд в красках.

Становление творца

Время Второй мировой войны Дали с женой переждали в Штатах. Там Сальвадор пишет книгу и сотрудничает с такими знаковыми фигурами киноиндустрии как А.Хичкок и У.Дисней. Надо заметить, что, чем бы он ни занимался, всё имело коммерческий успех.

В конце 40х годов Дали возвращается в Европу, покоряя её своими полотнами и безумными фантазиями. Безудержная творческая энергия направляется в разные русла. Дали снимает рекламу и короткие арт-хаусные киноленты, занимается фотографией и дизайном.

Но творческий фонтан был только стороной медали. В личной жизни Сальвадора бушевали страсти иного плана: маниакально обожаемая Гала всё больше отдалялась, измены были для неё чем-то обыденным. Возможно, что без этой волевой женщины юноша не стал бы тем, кем стал. Но это знание не приносило мастеру успокоения. В последние годы супруги часто вздорили, а впоследствии вообще разъехались с условием, что супруг не может посещать жену без её письменного согласия.

Несмотря на абсурдные отношения, смерть Галы потрясла художника, вогнав его в депрессию. У Дали развилась болезнь Паркинсона, лишившая его возможности творить. Вдобавок ко всему, немощный и взбалмошный старик чуть не сгорел в собственном замке. После чего он спешно вернулся в родной Фигерас, где и умер в своём театре-музее в начале 1989 года.

Наследие мастера

Творческий потенциал мастера кажется безграничным. Разные виды деятельности во всей полноте раскрывают натуру художника.

  • Изобразительное искусство – основная сфера интересов Сальвадора. Здесь мастер оставил более полутора тысяч своих работ. Это живописные полотна, графика, скульптурные изображения, литографии и книжные иллюстрации к 11 изданиям. Названия картин говорят сами за себя: «Лебеди, отражённые в слонах», «Осенний каннибализм», «Жираф в огне». По завещанию творца все полотна после его смерти безвозмездно перешли Испании.
  • Кинематограф. На кинематографической ниве дали тоже оставил след. Он выступил в качестве второго сценариста и актёра в кинокартинах Л. Бунюэля «Золотой век» и «Андалузский пёс», а также поработал декоратором в фильме А. Хичкока «Заворожённый».
  • Дизайн ювелирных украшений – ещё одно поле его деятельности. Аналогов его работы не имели и не имеют до сих пор. Ведь это не просто кольца, серьги или дорогостоящие броши. Перед потрясённым зрителем предстают произведения искусства в виде частей тела, фигурок животных, цветов и мифических символов.
  • Литература. Наш герой – автор нескольких книг. Пожалуй, самая известная – автобиографические мемуары «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Это литературный коктейль из эпатажа, полунамёков и иллюзорных переживаний мятущейся души творца.
  • Реклама. Незаурядный талант гения распространился и на искусство рекламы. Он снимал её, снимался сам, разрабатывал логотипы (этикетки вин, эмблема леденца «Чупа-Чупс» и т.д.).

Кроме этого в творческой копилке мастера сюрреалистическая фотосъёмка, создание костюмов и декораций к театральным постановкам, грандиозный проект и постройка собственного музея.

Странности гения

Дерзость и экспрессивное поведение Сальвадора Дали, по всей видимости, имели несколько причин. Первая – болезненная замкнутость, тщательно скрываемая под маской гротеска. Вторая – сознательное погружение в крайние состояния, используемое в качестве топлива для вдохновения. Так или иначе, но жизнь художника была постоянным маятником между невинными чудачествами и театром абсурда. Чтобы подтвердить правдивость этого утверждения, достаточно вспомнить несколько биографических фактов.

  • Известно хрестоматийное описание аудиенции, которой эпатажный живописец удостоил А.Хачатуряна. Знаменитый композитор прождал Дали несколько часов к ряду, и уже было, собрался уходить, как вдруг под звуки «Танца с саблями» в зал с шумом ворвался Сальвадор верхом на швабре! Промчавшись стрелой мимо оторопевшего Хачатуряна, «наездник» так же внезапно скрылся. Приём был окончен.
  • Однажды в Англии на сюрреалистической выставке он читал лекцию, нарядившись в костюм водолаза, и чуть не задохнулся из-за герметичного водолазного шлема. К счастью, всё обошлось благополучно.
  • Дали мог просто так пройтись по улице с двухметровым батоном в руках или плюнуть на портрет горячо любимой матери.
  • Острые, нелогичные на первый взгляд высказывания художника молниеносно становились популярными. Чего стоит хотя бы безапелляционное заявление: «Сюрреализм – это я!»

А уж навощённые усы Дали, за которыми он с трепетом ухаживал, вообще стали своеобразной визитной карточкой безумного гения.

Жизнь С.Дали со стороны можно назвать игрой. Но в глубине, скрытой от глаз любопытных, она была полна сомнений, страданий и вечного поиска. Мир творца нельзя разложить по полкам. Он сплетён из паутины фантазий, граничащих с безумием, и абсолютной творческой свободы. Судьба испанского гения стала искусством, а искусство судьбой.

Автор: Екатерина Смирнитская