Дистрибьютор — кто это такой, что такое дистрибуция

Дистрибьютор — особенности и специфика профессии

Профессия «дистрибьютор» возникла много лет назад, однако известна она была только в экономических кругах. Знать о ней современному потребителю просто нет необходимости, так как дистрибьютор не работает с покупателем непосредственно. Но осуществление реализации товара без него невозможно.

По сути, специалист является посредником между производителем и дилером/реселлером. Последние две профессии занимаются реализацией товара, но дилер — торговый агент, осуществляющий непосредственную продажу, а реселлер снова перепродаёт товар.

« Реселлер» может иметь собственную дилерскую сеть. А теперь детальнее о дистрибьюторе. Стоит понимать, что им может быть не только частный предприниматель, но и целая фирма. Причина в многочисленных обязанностях специалиста.

Фотография с краткими определениями термина

Организация сможет более полноценно функционировать, имея связи с большим количеством производителей, лучше специализироваться и охватить большую сферу продаж.

Происхождение слова

Специфическое слово «дистрибьютор» гораздо легче запоминается, если понять его происхождение. Как и в большинстве современных профессий мировой экономики, «дистрибьютор» произошло от английского. «Distribution» — означает распределение/раздача среди меньшинства.

Данное определение наиболее точно характеризует саму специальность. Ведь схема продажи товара выглядит так: производитель – дистрибьютор – дилер/реселлер – продавец – потребитель. Как видно из этого, изучение функции одной профессии без понимания общей схемы невозможно.

История появления профессии в России

Первые дистрибьюторы появились в 1992 г. Двое бывших студентов МХТИ им. Менделеева решили заработать на продаже заграничного товара. Наиболее оптимальным вариантом на то время была Америка. Она пользовалась особенным интересом в потребительском кругу.

Но сложности при перевозке вряд ли бы себя окупили, и ребята остановились на Африке. Ввезённый благодаря ним порошок «Инвайт» раскупался очень активно. Заграничный продукт всё-таки!

Разберём задачи дистрибьютора

Увы, но без этого невозможно адекватно оценить тонкости профессии. Для того чтобы компания могла стать дистрибьютором она должна успешно реализовать следующее:

  1. иметь положительный опыт работы в сфере продаж (особенно распространении брендов);
  2. иметь собственную сеть скупщиков по региону (это те же дилеры, реселлеры);
  3. быть обеспеченной сервисными центрами — без прямого взаимодействия с клиентами никак не получится;
  4. помимо сети дилеров, фирма должна владеть самостоятельной розничной сетью.

Обладая всеми вышеперечисленными возможностями, компания сможет легко заключать договора с производителями. Срок действия дистрибьюторского соглашения — 5-12 месяцев. Если обе стороны всё устраивает, заключается повторно.

Самые главные различия между ними

Также, фирма получает сертификат дистрибьютора, подписанный генеральным директором. После этого производятся оптовые закупки товаров.

Теперь разберем обязанности специалиста фирмы:

  • обладание актуальной информацией о потребностях рынка и умение поддавать её анализу;
  • умение предоставить товар согласно требований потребителя, для чего требуется владение маркетинговой сферой;
  • поиск и привлечение дилеров и реселлеров;
  • обеспечение финансового обслуживания; риск менеджмент (управленческие решения, сокращающие возможность неудачи);
  • обеспечение клиентов консультационными услугами в коммерческой сфере; консультация руководителей и других специалистов продаж;
  • обеспечение дилеров кредитом на предоставляемый товар.

Генеральная и эксклюзивная дистрибьюция

Дистрибьюторские фирмы могут быть генеральными или эксклюзивными. Генеральная фирма самостоятельно выбирает дилера, время закупки и продажи. Эксклюзивная заключает Договор с распространителем товара определённой ограниченности и на определённой территорий.

Сложности должностного лица:

  • многие товары отечественных производителей не соответствуют спросу клиента, а производители за рубежом реализуют товар слишком дорого;
  • основы европейского маркетинга трудно адаптировать к условиям рынка России;
  • государственные органы сертифицируют далеко не весь зарубежный товар;
  • конкуренция, создаваемая зарубежными товарами по демпинговым (значительно заниженным) ценам;
  • чрезмерное заполнение складов продукцией неактуальной потребителю, ведь иностранные производители не всегда предупреждают о своих новинках;

Требования к личностным качествам специалиста:

  • стремление к получению большего результата, постоянному развитию;
  • дипломатичность и коммуникабельность;
  • владение менеджментом;
  • развитые аналитические способности (синтез, анализ и т.п.);
  • желательно владение иностранными языками;
  • высокая личностная самоорганизация.

Где обучиться?

Доступно обучение в университетах по специальности «Экономичное дело». Однако, в большинстве случаев, профессия получается с опытом.